Подростки и их проблемы (Часть І)

Чем старше становится подросток, тем болезненной является его борьба со взрослыми за свою свободу. Он сам хочет определять свой образ жизни, интересы, формы отдыха. С возрастом он становится все более нетерпеливым к авторитарному стилю учителей и родителей, в морализаторству взрослых, навязывание подростку представлений о том, что ему полезно или вредно.
Родителям, воспитывающим подростков приходится быть более гибкими: менять свою позицию при переходе их ребенка от младшего школьного возраста до подросткового, помогать ему специализироваться, приобретать автономию, самоопределяться. Взрослый вынужден решать казалось бы несовместимые задачи: оберегать подростка и предоставлять ему свободу, готовить его к самостоятельной жизни и постоянно наблюдать за ним.
Один из парадоксов подросткового возраста заключается в несоответствии потребности подростка в свободе и степени доступной ему ответственности. В отечественной практике воспитания до недавнего времени отсутствовала простая и очень важна для развития ребенка установка: подросток ответственен за то, что он делает и что он выбирает. Зарубежный опыт дает нам толчок к осмыслению как воспитывать у подростков ответственность. Понятно, что соотношение свободы и ответственности должно быть под силу подростку как по его психическими, так и по физическим возможностям.

Podrostok
Если родители (учителя, социальные работники) не дают подростку свободы и не требуют ответственности, то он не стремится стать взрослым. И в консультации, и в частной жизни приходится встречать детей, которые всеми силами стремятся остаться в детстве. На первых порах взрослых, особенно родителей, устраивает послушный ребенок, но уже в 14 лет они понимают всю катастрофичность задержанного развития.
Трудности и проблемы подростков, как правило порождаются с неблагополучием в семье и школе, чаще всего эти причины взаимосвязаны. Психологам, социальным работникам, которые работают с подростком и призваны ему помочь, необходимо знать, какого рода семейные ситуации больше влияют на его обучение, взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Подросток гораздо тяжелее, чем младший школьник, переживает развод родителей или хронические конфликты между ними. Но в то же время подросток способен наладить отношения с отцом, как правило более дружеские чем до развода.
Неприкрытые и скрытые конфликты между родителями отрицательно отражаются на самочувствии подростка. Усваивая модель отчужденных взаимоотношений, подросток с неизбежностью воспроизведет их в своей собственной семье.
Полная семья отнюдь не гарантирует полноценного развития личности ребенка. Если отец в полной семье функции воспитания передает маме, то в подростке часто обнаруживается существо неопределенного пола. Для нормальной половой идентичности подростка ему необходима любовь матери и отца, любовь и забота обоих родителей. И мальчику, и девочке необходима безусловная любовь, что не зависит от успехов и достижений детей.
Взаимоотношения подростка с братьями и сестрами, в отличие от младших школьников, не являются конфликтными. Однако встречаются случаи неприятия подростками детей от нового брака матери, особенно в многодетных семьях. Особенно тяжело переживают появление сестер мальчики, родившиеся первыми.
Глубокой внутренней проблемой подростка может быть отстранение его матерью. Психологи и психиатры знают, что такое бывает, когда женщина не готова к материнству, если у нее были тяжелые роды, ребенок был ослаблен, если ребенок похож на нелюбимого мужа женщины, если пол ребенка не соответствует ожиданиям матери.

podrostok-i-roditeli
Чем раньше ребенок почувствует отчуждения или недостаточную любовь матери, тем глубже ее конфликт между желанием быть любимым и страхом не получить материнской любви. Если в дошкольном или младшем школьном возрасте не любимый ребенок и его мама не получают квалифицированной психологической помощи, то в подростковом возрасте ее проблемы станут еще острее и болезненнее.
Несчастный младший школьник не умеет налаживать взаимоотношения с ровесниками, раздражает учителей пассивностью или чрезмерной подвижностью. Школьные конфликты нелюбимого ребенка усиливают его конфликты с родителями. В подростковый возраст он входит готовой ко всем видам негативизма.
Школьные конфликты нелюбимого ребенка порождают ее неприятие школы, которое в подростковом возрасте усиливается. В результате столкновений с учителями, резкого ухудшения успеваемости, школа становится местом, где школьник только общается с товарищами. Как правило, такие ученики сплачиваются в стадо и превращаются в мучителей учителей. Бывает так, что такая группа противостоит остальной части учеников класса.
Дворовая компания образует дом, семью. Нормы и правила этой семьи всем понятны. Они непоколебимы. Каждый там чувствует себя защищенным, уверенным, а все вместе они противодействуют чужим. Если дворовая компания под влиянием более старших ребят стает криминальной, то трудные подростки оставляют семью и школу. Они не доверяют взрослым, найти с ними общий язык почти невозможно. Фактически они уже недоступны для воздействия психолога и заниматься ими должны социальные работники. Хотя реально ими чаще никто не занимается.
В подростковом возрасте обостряются проблемы детей одиночек и детей матерей — одиночек. Особенно это касается мальчиков. Мальчики — одиночки в семье обычно крайне инфантильные и не самостоятельные через чрезмерную опеку. Их принимает подростковая группа, часто они становятся объектом насмешек, а иногда травм одноклассников. Если они добросовестны в учебе, дисциплинированные, то им завидуют, их дразнят. Такие школьники являются беспомощными, не умеют за себя постоять, а позже — уже взрослыми — вспоминают свою школьную жизнь как сплошной ад.

Обсуждение закрыто.