Подростки и их проблемы (Часть ІІ)

Оказывая помощь подростку, психолог обязан определить зону своей компетенции. Следует помнить о различиях между трудностями и проблемами. Личностные трудности — это переживание человеком препятствий в самореализации, в удовлетворении тех или иных актуальных потребностей, в принятии решений. Психолог — консультант помогает ему самостоятельно преодолевать трудности, возникшие изменить что-то в той реальности, в которой они возникают. Тот, кто обращается к психологу за помощью для преодоления своих трудностей, в той или другие и степени осознает их и может описать или определить.
Говоря о проблемах, мы имеем в виду внутренние конфликты, которые мешают нормальной жизнедеятельности человека (игре, труда, учения, общению). Внутренний конфликт возникает между потребностью человека и невозможностью ее удовлетворить. В зависимости от степени дезинтеграции личности целесообразно различать конфликты ядра и периферии (Т. П. Гаврилова).
Ядерный конфликт определяет все поведение человека, а периферийный только в значимых для нее сферах. Первые зачастую не осознаются человеком, а вторые — либо осознаются, либо близки к осознанию.

Podrostok_devochka
Поскольку к практическому психологу обращаются и с проблемами и с личностными трудностями, то важно различать, что стоит за жалобой. Если речь идет о подростке, то беседу необходимо построить так, чтобы выяснить можно ограничиться консультативной помощью. Напомним, что личностное консультирование осуществляется в форме поддержки, советы, информации, совместного поиска решения.
По жалобе, при внимательном анализе, психолог найдет или проблему подростка, или его личностную трудность. Если, например, 11 — летний подросток жалуется, что дети в классе с ним не дружат, оскорбляют его, это означает, что он либо не умеет построить свои взаимоотношения с одноклассниками или его не принимают, так как он сам не принимает себя.
В первом случае психолог поможет найти способы заинтересовать одноклассников, захватить их делом, которое он придумает сам. Во втором — необходима глубокая психотерапевтическая работа с подростком и с его матерью. Задача психолога — объяснить родителям, что причина неблагополучия подростка имеет семейные корни и будет лучше, если они обратятся к семейному психотерапевту.
Если личностные трудности подростка связаны с неправильным воспитанием, то психологу стоит поговорить с родителями, рассказать об особенностях развития личности в подростковом возрасте, обсудить способы их обращение с подростком, помочь родителям перестроить свой стиль воспитания в соответствии с ожиданиями подростка.
И в завершение следует отметить, что много трудностей и проблем, с которыми сталкиваются подростки, характерны и для значительной части старшеклассников.
Задача для самоанализа:
1. Вспомните наиболее яркие события подросткового возраста.
2. Какие факторы наибольшее влияние на формирование Ваших взглядов и убеждений?
3. Вспомните, с которыми личностными трудностями и проблемами приходилось Вам или Вашим друзьям встречаться в подростковом возрасте. Как проходило их решения?
Причины и условия преступности несовершеннолетних требуют теоретической и практической разработки.
В последнее время в обществе произошли и продолжается глубокие изменения, которые тем или иным образом влияет на криминогенную обстановку. Особенно это касается причин и условий преступности несовершеннолетних. Так, каждое 8-9 преступление в России совершается несовершеннолетними. Около 11% среди лиц, участвующих в совершении преступлений — несовершеннолетние. Распространение преступности среди них опережает ее общий рост, а количество подростков, совершивших преступление повторно, за последние годы увеличилась более чем на 19%. Почти каждое второе преступление совершается подростками в группе; чаще с особой жестокостью и цинизмом. Происходит процесс «омоложения» преступности, увеличение числа подростков женского пола. Борьба с преступностью несовершеннолетних является необходимым звеном в ряде мероприятий по искоренению преступности в целом. Поэтому предотвращения таких преступлений должно занимать одно из главных мест в преодолении этого негативного явления.

Обсуждение закрыто.