Смотрим на фильм «Супермен»

На вас напал грабитель? Вы выпали из окна? У вас пригорела каша? Без проблем, расслабьтесь и получайте удовольствие — за мгновение прилетит супер герой в сине-красном цирковом костюме и решит все ваши проблемы!

Так образ Супермена, который исследовало просто невероятное количество культурологов, психологов и писателей (назовем здесь только Джозефа Кэмпбелла и Умберто Эко), отложился в масс-культуре. Но подобный примитивно ограниченный образ родом из комиксов времен Великой Депрессии и начала Второй Мировой на самом деле имеет в себе много различных слоев. «Мы — словно лук», — из всех подобных персонажей высказался Шрек. И он был прав.

Нужна реформация мифа

Эта экранизация ставила амбициозную цель своеобразной реформации мифа. Тяжелые времена 30-х и 40-х годов прошлого столетия породили едва ли не половину всей современной поп-мифологии в ответ на потребности растерянного человечества. После периода относительного покоя волна глобальных кризисов, невысказанного напряжения и ежедневной неуверенности после обвала Леман Бразерс снова накрыла собой планету и каждого его жителя. Мир снова нуждается в героях, но старые поп-мифологемы кажутся уже устаревшими и наивными. Как убедить себя, что этот мир не разлетится на куски?

Мировой кризис нашего столетия вызван кризисом личности. Кто возьмет на себя ответственность и вытянет планету с Тарапата? Где Рузвельт и Черчилль ХХ века? Коллективная ответственность также оказывается фикцией на всех уровнях от международной политики до уровня конкретных семей. Современный человек, подточен привычкой бездумного и непритязательного потребительства. Отказывается брать на себя ответственность даже за себя, не говоря уже о других.

Superman

Именно поэтому современный мир с надеждой верит в супергероя, но уже нового типа. Этот супермен умеет останавливать мелких воров и пьяниц, а мать ключ к спасению цивилизации от окончательного разложения. Проанализировав голливудскую продукцию соответствующего профиля за последние 5-6 лет мы видим тотальную перезагрузку поп-мифа, переписываются истории абсолютно всех супергероев голливудского пантеона. Появляется новая патетика — все они спасают мир от гибели, почти не заботясь личными судьбами конкретных людей. Эта же изменение произошло и с Суперменом.

Государство — прежде всего: причины падения

Фактически, весь сюжет фильма построен на интриге: повторит Земля участие Криптона? Высокотехнологичная цивилизация выродилась в технократический тоталитарный режим, что и повлекло его самоуничтожения. Модель тотального контроля власти над всеми и всем руководит генерал Зод. Он способен понять простого человека с его маленькими радостями и потребностями, поскольку был создан генной инженерией Криптона только с одной целью: быть идеальным защитником их цивилизации от каждой возможной угрозы, извне или изнутри. И если кто-то будет нести эту угрозу, то будет нужен системе, перегружая ее ресурсы — его существование следует прекратить.

Прочитывая глубже это сравнение: слабые ненужные государству, бюджетники ненужные, а те, что имеют собственное мнение, вообще представляют для нее угрозу. В этом помогает и система контроля рождаемости, все заранее просчитано и запланировано: в этом году надо, чтобы родилось столько-то пекарей, солдат, депутатов, ученых … но ни инвалидов, больных, непредсказуемых. И Супермен самим своим существованием составляет вызов системе, ведь его не было запланировано и спроектировано, он родился естественным способом и сам делает свои жизненные выборы.

 

Обсуждение закрыто.